«Аксак Кулан»: возрождение легенды


Долгожданная премьера знаменитого балета «Аксак Кулан» на музыку Алмаса Серкебаева в постановке Майлена Тлеубаева и исполнении артистов балета театра Булата Аюханова состоялась на сцене театра Almaty Theatre.

Балет, основанный на известном народном эпосе о гибели Джучи (Жоши), сына Чингисхана, переносит зрителя в бескрайние степи древнего Казахстана. История, где переплетаются доблесть, любовь, страх, алчность и трагедия, оживает на сцене благодаря изумительной музыке Алмаса Серкебаева. С первых минут музыка погружает зрителей в драматическую атмосферу степей, раскрывая трагедию и величие героев.

Режиссер и балетмейстер Майлен Тлеубаев придал новой редакции постановки свежий взгляд, одновременно сохранив связь с классической версией, созданной когда-то его отцом Минтаем Тлеубаевым.

В основу новой интерпретации легли темы, которые находят отклик и сегодня: гармония с природой, сила правды и всепобеждающая любовь. Это история о том, как природа и человек противостоят разрушительным силам, а любовь становится высшей формой сопротивления. Изящество хореографии, ее глубокий символизм наполняли зал мощной энергией. По словам Майлена Тлеубаева, музыка к спектаклю была написана Алмасом Серкебаевым еще в 1975 году.

«В те годы для этого творческого проекта образовалась группа единомышленников, в числе которых был и мой отец Минтай Тлеубаев. Балет создавался на одном дыхании. Условия работы были жесткими, балет был сделан и сдан в кратчайшие сроки, – говорит Майлен Тлеубаев. – В репертуаре театра он шел достаточно долго. Когда мне поступило предложение по возобновлению балета, то я с радостью согласился. Для меня большое счастье продолжать дело своего отца, оживить постановку, выдать свою версию.

В прошлом году в ГАТОБе я работал над балетом «Алдар Косе». Встречал артистов и тех, кто работал над прежней постановкой, над которой работал мой отец, но в силу обстоятельств его проект не был осуществим. Но все же мне удалось это сделать. Артисты того поколения хорошо это знают. Встретив их, я чувствовал тепло, которое отец дарил им в свое время, теперь эта же теплота в их глазах возвращается ко мне.

За основу «Аксак Кулана» я взял сюжет легенды и написал к ней свое либретто, используя некоторую информацию из старых материалов, вложив дополнительные сюжетные линии. На первый план выдвинул роли Чингисхана и Аксак Кулана, поскольку они оба теряют детей. Чингисхан – Джучи, а хромой Аксак Кулан – своего куланенка.

В прежней версии происходила тогда перестройка, спектакль вышел из репертуара, многое было утеряно. Эмоциональные настроения к спектаклю брались из прежней музыки Алмаса Серкебаева, вложившего душу в ее написание, которую удалось восстановить из чудом уцелевших музыкальных дисков. Работа предстояла нелегкая, но масштабная, творческая и интересная.   

Артисты молодцы, работают беспрекословно. Получился полноценный двухактный балет. В прежней версии не было роли самого Аксак Кулана, в новой она есть. Не буду раскрывать все детали, чтобы зрителям было интереснее смотреть. Но в балете правда всегда на стороне честных и добрых людей. Образы нестандартные, я максимально подключил свою фантазию, проникся всеми образами.

Очень много информации дала сама музыка. Потому что балетмейстер – это человек музыки. Могу сказать одну важную деталь о том, как создавалась музыка к этому спектаклю, как композитор ее писал. Сам Алмас Ермекович рассказал, что каждый день, с самого утра отец перед ним танцевал, создавая образ, и этим облегчал задачу в создании музыки. Отца можно назвать соавтором музыки, так как он протанцовывал все персонажи, творчески добиваясь наилучших результатов».

В главной роли Аксак Кулана выступила Айнур Мукашева, ведущая балерина театра Аюханова. По ее словам, постановка очень интересная, музыка сложная, все старались справляться с задачами, которые перед ними ставил балетмейстер.

«Он показывает все то, что он хотел бы увидеть. Когда есть живой контакт, это совсем иное, а когда по видео, то зачастую происходит искажение каких-то деталей. Новая хореография раскрывает что-то новое, интересное, захватывающее. Поверьте, что работать над премьерной постановкой огромное удовольствие!» – говорит она.

«В музыке есть свои акценты, указать на которые способен лишь сам балетмейстер, – поясняет главный хореограф Гульфида Гафурова, первая солистка предыдущей версии балета, в постановке Минтая Тлеубаева. – Нам очень интересно работать с новыми постановками, с новыми артистами. Мы открыты к сотрудничеству, к новым предложениям, находимся в постоянном развитии и творческом поиске. На роль Джучи мы пригласили молодого артиста, он в нашем балете всего 2-й месяц. Партия очень эмоционально насыщенная, так как отрицательные роли исполняются всегда эмоциональнее, чем положительные. Мы не ищем легких путей, нам важно раскрыть образ героя. Артист через себя проносит судьбу героя, перевоплощается полностью и открывает в себе новые возможности».

Про образ Джучи рассказал молодой исполнитель этой партии Ильяс Заманбек: «Эта партия очень важна для меня, она очень жесткая, если не сказать жестокая, но очень интересная, так как сама постановка очень необычная».

Вспоминая о своем творчестве, Гульфида Гафурова пояснила, что работать с Булатом Газизовичем Аюхановым было безумно интересно, он всегда шел на опережение, предвидя и опережая любые события, умел создавать что-либо наперед.

«Говоря о том времени, нельзя не сказать о чувстве глубокого уважения и благодарности к памяти Булата Аюханова. Я хотела работать, благодарю свою судьбу, что у меня это получилось. Танцевала в репертуаре театра и сейчас все еще продолжаю здесь работать, делюсь творческим опытом, передаю все лучшее следующим поколениям.

Мне в свое время посчастливилось работать с Минтаем Тлеубаевым, я тогда была еще совсем молодой, начинающей балериной, но не могу не сказать о его творческой харизме, о том, что он горел работой. Когда он брался за какую-то постановку, работа прям кипела, он был целиком и полностью вовлечен в творческий процесс и дышал, жил, горел свои делом, с блеском в глазах. Он сам весь светился и своим пламенем энтузиазма зажигал всех артистов. Не было никакого чувства усталости, хотелось работать еще больше», – вспоминает она.

Однако же новая версия балета поразила зрителей не только содержанием, но и визуальной красотой. Удивительные пейзажи великолепной природы создавались художником по видеографике Ерболом Бисеновым, сумевшим перенести зрителей в древний мир благодаря эффектным сценическим технологиям.

Атмосферность и глубина постановки были дополнены звуковыми эффектами, мастерски созданными звукорежиссером Маратом Тлеубаевым. Художник по костюмам Инна Суги сумела воссоздать в одежде образы степных воинов и кочевников.

Премьера «Аксак Кулана» обращается к каждому, кто готов услышать ее послание в новом исполнении. Это больше, чем балет – это напоминание о том, что древние легенды продолжают жить. Музыка Великой степи, зовущая нас вернуться к истокам и вспомнить о вечных ценностях, развернув внимание к силе света великой любви.