«Аксак Кулан» в новой версии - долгожданная премьера в Алматы

 

Государственный академический театр танца Казахстана представил зрителям балет «Аксак Кулан», в постановке Майлена Тлеубаева. Это выразительная интерпретация легендарного балета, вдохновленного древней казахской легендой, которой режиссёр постановщик придал новый философский и визуальный акцент.

«Аксак Кулан» стал одним из самых ярких событий культурной жизни южной столицы и поводом для размышлений о вечных темах бытия.

Вся труппа театра, а это почти 40 человек, задействованы в балете . В основе постановки лежит сочетание классического балетного искусства и элементов казахских народных танцев.

Действующие лица: Чингисхан - Алимурат Салихов, Жошы (Джучи Хан) - Ильяс Заманбек, Айгуль - Сымбат Максут, Китбука - Асылбек Исмаил, Аксак Кулан - Айнур Мукашева, Куланенок - Акбота Адыльбекова, Шаман - Дияр Акенев.

Музыка Алмаса Серкебаева получила новое звучание, усиливающее эмоциональное воздействие.

Режиссер-постановщик Майлен Тлеубаев:

« В 1976 году вышел балет «Аксак Кулан» в постановке Минтая Тлеубаевамоего отца. Я взял музыку Ермека Серкебаева , но написал собственное либретто, свою историю, взяв за основу легенду о смерти Джучи Хана, любимого сына Чингис Хана.

Конечно же были разработаны другие костюмы. Я уже не первый раз работаю с художником Суги Инной. До этого мы делали с ней такие постановки как «Плаха» и «Снежная Королева». Костюмы своеобразные и они отличаются от предыдущей постановки отца.

Музыка интересная, но она очень сложная, я долго её изучал. Процесс работы с артистами занял длительный период времени. У нас такая система-сначала мы работаем онлайн, я весь материал присылаю по интернету. Артисты учат его самостоятельно, затем я приезжаю, и мы завершаем работу. Такой сложный процесс.

В период пандемии, мы стали так работать и это удобно. Я сам протанцовываю каждую партию и записываю на видео, расписываю планы. Это занимает много времени. С другой стороны, это даже удобно. С кордебалетом работаю также.

Пока у меня нет планов ставить балет «Аксак Кулан» в других театрах. Уровень труппы театра очень хороший и отношение друг с другом семейные . Они настоящий театр, это во многом заслуга Булата Газизовича Аюханова.»

2211204 2

Как обычно бывает с творческими людьми, Майлен Тлеубаев, посмотрев генеральный прогон балета «Аксак Кулан», был не совсем доволен результатом. Но премьера показала, что овации зрителей стали высокой оценкой работы режиссёра-постановщика.

Гульфида Гафурова, художественный руководитель Государственного академического театра танца Казахстана, рассказала, что когда училась в 5 классе хореографического училища, была стажёром в театре им. Абая и вместе с труппой театра ездила на гастроли в Ленинград, где участвовали в спектакле «Аксак-Кулан» и стояла в партии воинов.

В новой постановке балета она совместно с постановщиком работала над хореографией, стремясь создать синтез классического балета и казахских национальных танцев, что усилило выразительность и эмоциональную глубину спектакля. Артисты балета продемонстрировали высокий уровень мастерства.

Художественный руководитель Государственного академического театра танца Казахстана Гульфида Гафурова:

«Наш театр это профессиональный театр. Все, что касается хореографии это было легко. Сложность была, что балет мы ставили в режиме онлайн. Режиссер находился в Японии , мы были на связи и он присылал нам готовый материал, у него всё продумано. Сначала он рассказывает о каждом фрагменте, объясняет хореографию, далее показывает это под музыку и делает план на доске, чтобы был виден сценический рисунок для артистов балета. Мы так уже не в первый раз работаем, есть опыт балета «Снежная Королева», над которым работали также онлайн. Хорошо, что он смог приехать накануне, до премьеры и поприсутствовать на репетициях, делать корректировки, вправлять музыкальные акценты

Репертуар у театра разнообразный, в основном он базируется на классике . В репертуаре присутствуют и «Лебелиное озеро» и «Жизель» , конечно же в редакции Булата Аюханова.

2211204 3

Художественный руководитель Государственного академического театра танца Казахстана Гульфида Гафурова:

«Аксак Кулан» это была идея Булата Аюханова, и это запланированный спектакль еще при жизни Булата Аюханова. Мы конечно же хотим продолжить его дело и все его идеи, и задумки мы хотим доделать. Обратились к Майлену Тлеубаеву. Мы не в первый раз с ним работаем и есть первая постановка его отца. Он почтил память отца, прикоснувшись к этой работе. Конечно, это совершенно другая редакция. Марлен показал другую стилистику и драматургические сделал изменения, что имеет право делать каждый автор. Люди приходят, чтобы получить эмоции, чтобы испытать то, чего в жизни они могут не испытывать. И злесь мы стараемся дать эти чувства, эмоции: слёзы радости и печали

Булат Аюханов хотел поставить спектакль «Станционный смотритель». Но на данный момент Гульфида Гафурова считает , что без Булата Аюханова это сложно сделать.

В планах театра спектакль «Золушка», который должны показать в 2025 году, в постановке Олега Виноградова , под редакцией артистки балета Екатерины Волковой, а в 2026 г. зрителей ждёт постановка интересного сюжетного балета «Дориан Грей».

«Аксак Кулан» в новой версии - долгожданная премьера в Алматы