Интервью с Айым Садвакасовой: «Что если?» — о поиске себя через современный танец
How did you start collaborating with choreographer Tomiris Mettybayeva, and what attracted you to the idea of "What If?"?
«When Tomiris invited me to participate in the "Young Choreographer" festival, she already had an idea for a number set to Beethoven's music. She had long wanted to create choreography for this masterpiece, but she needed a ballet artist to bring it to life. I immediately agreed because I love contemporary dance and am always ready to try something new. Tomiris appreciated my emotional commitment and vision, and our collaboration felt natural. The same happened with my stage colleagues, Alexander and Alimzhan — we unexpectedly formed a very productive synergy during the process».
Как вы начали сотрудничество с хореографом Томирис Меттыбаевой, и чем вас привлекла идея номера "Что если?"?
«Когда Томирис предложила мне участие в фестивале «Юный хореограф», у неё уже была идея номера на музыку Бетховена. Она давно хотела создать хореографию под этот гениальный музыкальный материал, но ей нужна была балетная артистка, способная воплотить её замысел. Я сразу согласилась, потому что люблю современную хореографию и всегда готова пробовать что-то новое. Томирис отметила мою эмоциональную отдачу и видение, и наше сотрудничество стало органичным. То же самое произошло с моими коллегами по сцене, Александром и Алимжаном — в процессе работы у нас возник неожиданный, но очень продуктивный симбиоз».
What emotions did you aim to convey through this performance, and how did the audience respond?
«The title “What If?” already sets the tone — it's about exploring oneself, emotions, and one's place in the world. The choreographer allowed me to infuse personal feelings into the number, and I tried to convey a full spectrum of emotions through movement. The audience responded enthusiastically. Even the opening, performed in silence with an emphasis on breathing, immediately immersed the viewers in the atmosphere. Beethoven's music was the perfect foundation for expressing emotions — everyone found something personal in the dance. The feedback was incredibly warm, and I'm glad the performance left such a deep impression».
Какие эмоции вы старались передать через этот номер, и как публика реагировала на ваше выступление?
«Название номера «Что если?» уже задаёт тон — это поиск себя, своих эмоций, своего места в мире. Хореограф позволила мне внести личные чувства в этот номер, и я постаралась передать всю палитру ощущений через движение. Публика реагировала восторженно. Даже начало номера, исполненное в тишине, с акцентом на дыхание, сразу погружало зрителей в атмосферу. Музыка Бетховена стала идеальной основой для выражения эмоций — каждый нашёл в танце что-то своё. Отзывы были невероятно тёплыми, и я рада, что номер оставил такое глубокое впечатление».
What does participating in the "Young Choreographer" festival at the Boris Eifman Dance Academy Theater mean to you?
«The "Young Choreographer" festival is not just an event; it's a platform where new stars and ideas are born. For me, participating in this festival is a great honor. It represents trust, responsibility, and an opportunity to represent Kazakhstan on the international stage. Performing at the Boris Eifman Dance Academy Theater, a legendary venue, is a momentous occasion, and I am proud to be part of this project».
Что для вас означает участие в фестивале "Юный хореограф" на сцене Театра Академии танца Бориса Эйфмана?
«Фестиваль «Юный хореограф» — это не просто мероприятие, это платформа, где рождаются новые звёзды и идеи. Участвовать в этом фестивале для меня — большая честь. Это доверие, ответственность и возможность представить Казахстан на международной арене. Театр Академии танца Бориса Эйфмана — легендарное место, где каждая постановка становится событием. Я горжусь тем, что стала частью этого проекта, и считаю это значимым этапом своего творческого пути».
What elements of your dance style or technique helped reveal the essence of this number?
«In contemporary dance, there are no boundaries, which allows for incredible freedom of expression. My background as a ballet artist enabled me to bring technical precision and emotional depth to the number. I focused on using minimalistic yet expressive poses and gestures to highlight the idea of self-discovery».
Какие особенности вашего танцевального стиля или техники помогли раскрыть смысл этого номера?
«В современном танце нет границ, и это даёт свободу для самовыражения. Моя подготовка как артистки балета позволила мне привнести в номер техничность и эмоциональную глубину. Я стремилась передать каждую эмоцию через пластику и движение. Важным элементом стало использование минималистичных, но выразительных поз и жестов, которые акцентировали внимание на идее поиска».
What role does contemporary choreography play in your creative journey? Do you plan to pursue more projects in this direction?
«Contemporary choreography is a way to step out of the ordinary and discover new facets of oneself. Participating in such projects is always a challenge and an opportunity for growth. While I am primarily a ballet artist, I find it exciting to explore other genres. This art form affects not only the body but also the mind, self-esteem, and emotional responses. Yes, I plan to continue working in this direction and seeking new opportunities for self-expression».
Какое место занимает современная хореография в вашем творческом пути? Планируете ли вы дальнейшие проекты в этом направлении?
«Современная хореография — это способ выйти за рамки привычного, найти новые грани себя. Участие в таких проектах — это всегда вызов и возможность роста. Хотя я в первую очередь балетная артистка, мне интересно развивать себя и в других жанрах. Это искусство, которое влияет не только на тело, но и на мысли, самооценку и эмоциональные реакции. Да, я планирую продолжать работу в этом направлении и искать новые возможности для самовыражения.
How do you assess the development of contemporary choreography in Kazakhstan and the international recognition of Kazakh performers?
«Contemporary choreography in Kazakhstan is developing rapidly. Dancers are mastering new techniques and directions while maintaining a deep connection with national traditions. This combination makes our productions unique and sought after abroad. Kazakh performers are increasingly participating in international festivals, and I am confident that there are even greater successes and discoveries ahead».
Как вы оцениваете развитие современной хореографии в Казахстане и международное признание казахстанских исполнителей?
«Современная хореография в Казахстане развивается стремительно. Танцовщики осваивают новые техники и направления, но при этом сохраняют связь с национальными традициями. Это сочетание делает наши постановки уникальными и востребованными за рубежом. Казахстанские исполнители всё чаще участвуют в международных фестивалях, и я уверена, что впереди ещё больше успехов и открытий».
Interview with Aiym Sadvakasova: “What If?” — A Journey of Self-Discovery Through Contemporary Dance